Репейчик извини, но я рада, что не послушала тебя и прикорм вводила иначе
Почему ВОЗ рекомендует одно, а отечественные педиатры - другое?
Татьяна
http://www.ourbaby.ru/article/Novye-pra ... -prikorma/
Откуда берутся рекомендации
Вопросы прикорма являются одной из самых популярных тем не только у родителей, но и у отечественных и зарубежных педиатров, диетологов и всех специалистов, занятых вопросами детского питания.
С одной стороны, существуют мировые рекомендации ВОЗ, обоснованные глобально проведенными исследованиями, причем эта организация разрабатывает их с учетом адаптации под конкретные регионы, в том числе и страны бывшего Советского Союза. На 54-й (2001 г.) и 55-й (2002 г.) сессиях Всемирной Ассамблеи здравоохранения были приняты резолюции для всех членов ВОЗ, называемые "Питание детей грудного и раннего возраста». В данных руководствах пункт 4 гласит: имеется "необходимость укреплять мероприятия и разрабатывать новые подходы в целях защиты, пропаганды и поддержки практики исключительно грудного вскармливания в течение шести месяцев... обеспечивать безопасное и соответствующее прикармливание с продолжением грудного вскармливания до двух или более лет". С другой стороны, для работы педиатра существуют национальные рекомендации. По грудному вскармливанию и прикормам педиатры в настоящее время работают по двум документам — методическим указаниям "Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни" МЗ РФ № 225 от декабря 1999 г. и по пособию для врачей МЗ РФ от 2003 г. "Практика охраны, поддержки и поощрения грудного вскармливания в детских амбулаторно-профилактических учреждениях". Кроме того, в каждом конкретном регионе существуют различные методические разработки, вводимые кафедрами педиатрии ведущих отечественных вузов. А в обобщение всего опыта существует "Национальная программа питания детей раннего возраста", также разрабатывающая рекомендации по питанию и введению прикормов малышам. Кроме того, что сильно разнятся сроки начала прикорма, во многом отличаются и рекомендации по продуктам, которые предлагаются в качестве первых прикормов. Более того, отечественная школа до сих пор еще выдвигает позицию о том, что соки и фруктовые пюре не являются основными продуктами прикорма, а являются якобы обучающими прикормами, подготавливающими пищеварение к принятию пищи, отличной от молока или смеси. При анализе восьми руководств и пособий для практикующих педиатров, выпущенных с 2007 по 2011 год, только руководство "Основы поликлинической педиатрии" под ред. А.А.Джумагазиева адекватно подходит к введению прикорма, учитывая основные современные тенденции и опираясь на рекомендации ВОЗ. Все остальные руководства предлагают немодифицированные под современные условия и рекомендации ВОЗ схемы.
Противоречия...
Среди врачей и родителей, активно интересующихся питанием детей, часто возникают противоречия во времени введения и продуктах, с которых нужно начинать прикорм. Хотя многие отечественные руководства и гласят: "Рекомендуйте маме... вводить прикорм не ранее 6-месячного возраста..." и "Грудное молоко в течение всего периода введения прикорма должно оставаться главным видом пищи, потребляемой грудным ребенком и обеспечивать половину или одну треть суммарного потребления энергии", наши доктора упорно рекомендуют начинать прикормы уже в 4-5 месяцев и полностью заменять блюдами прикорма одно или несколько кормлений грудью, что в итоге может привести к подавлению лактации. Варьируют и сроки назначения отдельных видов прикорма: так до сих пор среди родителей упорно живет схема, стартующая с кисломолочных продуктов, совершенно не оправданная с современ-ной точки зрения и приводящая к развитию проблем в здоровье (нарушения пищеварения, анемии). При назначении прикорма необходимо учитывать массу факторов, вплоть до социально-экономического положения семьи, и рекомендовать прикорм индивидуально, все силы направляя на продолжение грудного вскармливания. В наших, отечественных рекомендациях нет возможности варь-ировать, есть четко регламентированные сроки ведения и продукты прикорма. Только к концу 2000-х годов появились предпосылки в изменении ситуации к лучшему. Так в "Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации" появилось заявление, что в "России за последние 10 лет, назрела необходимость в изменении рекомендаций по питанию детей грудного возраста". Не может не радовать и тот факт, что специалистами указано: "В настоящее время питание детей первого года жизни в РФ во многих случаях является неадекватным и характеризуется недостаточной распространенностью грудного вскармливания, ранним введением в питание неадаптированных молочных смесей, неоптимальными сроками назначения и ассортиментом продуктов прикорма...". Однако открывая схему прикорма по Нацпрограмме, мы наблюдаем мало изменений — сроки прикорма с 4 месяцев, а конкретно по продуктам — соки и фруктовые пюре с 4-6 месяцев, мясо с 4-6 месяцев, творог с 5,5 месяца, рыба с 8 месяцев, что совершенно противоречит современным данным об оптимальном введении продуктов прикорма.
Почему различаются сроки?
Возникает логичный вопрос: почему у наших педиатров фигурирует возраст 4-6 месяцев, а у американцев или европейцев, например, 6-8 месяцев? Традиция? В России грудное вскармливание было распространено мало вплоть до середины 90-х годов. До конца 80-х мамы были вынуждены выходить на работу, когда крохе было 3-6-12 месяцев. Детей сдавали в ясли, где их кормили молочными продуктами из бутылок — чаще всего это были кефир, коровье молоко и манная каша. Эти продукты далеки от идеала. И чтобы хоть как-то покрыть недостатки минеральных веществ, витаминов и многих нутриентов, добавляли ранние прикормы — соки с месяца, фрукты с 2-3 месяцев, яйцо, творог. Это частично балансировало питание, хотя проблем хватало. Эти устои бытовали настолько долго, что выросло минимум два поколения детей, а с ними — и большое поколение докторов, до сих пор работающих в практическом здравоохранении. Они действуют по старинке, по этим же схемам. Кроме того, большинство учебных пособий годами не редактируется. И схемы питания кочуют из одного издания в другое без корректировки. Схема, на которую опираются многие педиатры сейчас, в редакции 1999 года, уже морально устарела и не вы-держивает критики, но на местах врачам не предложено более адекватной схемы. Не все участковые врачи занимаются самообразованием и пользуются Интернетом. Кроме того, предыдущие поколения детей в большей части были искусственниками, грудью кормило ничтожно мало женщин. Рекомендации тех времен по режимным кормлениям, ограничению времени сосания и т.п. никак не способствовали нормальному грудному кормлению. И поэтому врачи еще мало знают об особенностях грудного вскармливания, 40-часовой курс ВОЗ по грудному вскармливанию посещали не все специалисты на местах, особенно в отдаленных районах, где нет возможности заменить специалиста, пока он будет отсутствовать на обучении. Отсюда возникает такая практика.
Что сделано для ГВ?
На сегодня благодаря средствам массовой информации, общественным организациям по под-держке кормящих (как, например, МОО АКЕВ, Ла Лече Лиг), родительским центрам и многим докторам, детально занимающимся вопросами грудного вскармливания, ГВ стало нормальной (а не уникальной) практикой. Существенно изменен подход к грудному вскармливанию и в руководствах по питанию для практикующих врачей. Однако вопрос ГВ, особенно, как рекомендует ВОЗ, до 2 лет и далее, тесно связан с оптимальной схемой введения прикорма. Очень часто из-за несвоевременного или нерационального прикорма возникают трудности с ГВ и даже его прекращение досрочно. Национальная программа очень обстоятельно и подробно описала питание беременной и кормящей матери, много уделено внимания вопросам организации и проблемам естественного вскармливания. Однако вопрос прикормов все равно остается в ней дискутабельным. Конечно, в Национальной программе есть рекомендации "стремиться к проведению в течение первых 4–6 месяцев жизни исключительно грудного вскармливания, то есть не давать здоровым новорожденным детям никакой пищи, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями"... Но вот введение прикорма здоровым малышам в 4 месяца (а это разрешено исходя из документа) и в 6 месяцев — это совершенно разные вещи. Разница в два месяца может стать для многих детей при-чиной проблем в здоровье. Поэтому хотелось бы услышать более конкретных рекомендаций, приближенных к рекомендациям ВОЗ: "Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев". В "Руководстве по питанию детей раннего возраста" ВОЗ указывается, что навыки питания более густой, чем грудное молоко, пищей появляются примерно к 5-7 месяцам, и ранее этого срока малыш просто не может кушать что-либо другое кроме груди. Далее текст становится более интересным. С одной стороны, Нацпрограмма пишет, что "детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6 месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста". И предлагает, по ВОЗ: "в этом случае первым ви-дом прикорма должны быть не традиционно используемые в России в настоящее время фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью — каши промышленного производства ...". Но далее опять же следует отступление: "Проведенные научные исследования и накопившийся опыт позволяют предложить внесение некоторых корректив и дополнений в указанную схему. Установлено, что минимальный возраст, при котором возможно введение первых продуктов прикорма, — 4 месяца..." Хотя ВОЗ предлагает возраст в 4 месяца только для детей, имеющих проблемы в здоровье и только в крайних случаях. Дальнейший текст не объясняет, на основании каких конкретно критериев здоровому ребенку нужно вводить прикорм именно в 4, 5 или в 6 месяцев. Дается обтекаемая фраза: "Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, c учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, а также степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, то есть его готовности к восприятию новой пищи....". Положительными моментами в Нацпрограмме можно назвать рекомендацию прикладывать ре-бенка к груди после кормления блюдами прикорма и отсутствие четких установок на строго заданные объемы вводимой пищи.
А что для искусственников?
А вот в сторону искусственников сделан существенный шаг, исходя из данных Нацпрограммы: "Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком. Поэтому схема введения прикорма может быть единой...", что не может не радовать. Смеси сами по себе достаточно сильная нагрузка на пищеварение ребенка, какими бы высоко адаптированным они не были. А если в раннем возрасте начать нагружать незрелое пищеварение и иммунную систему продуктами прикорма, тогда очень велики риски срывов.
Педиатрический? Педагогический?
Современные родительские журналы и Интернет наполнены информацией о якобы существую-щих принципиально разных схемах прикорма — педиатрическом (традиционном, классическом) и педагогическом. Однако нет в современной медицине, в педиатрии и диетологии в частности, понятия "педагогический прикорм". Этот термин появился в конце 90-х в одном из родительских центров, который обучал уходу за детьми и налаживанию грудного вскармливания. Педагогический прикорм противопоставлялся привычному, с точными дозировками специально приготовленной еды: малыша предлагалось прикармливать с маминой тарелки, поначалу маленькими кусочками, обучая при этом поведению за семейным столом и прививая представления о ценности еды. Однако кормление ребенка не специально приготовленной для него едой — вовсе не новость и не изобретение. ВОЗ в тексте своего руководства пишет: "Когда продукты специально приготавливаются для удовлетворения особых пищевых или физиологических потребностей грудного ребенка, их называют продуктами для прикорма, и они могут представлять собой либо пищу переходного периода, либо адаптированную семейную пищу...", что, собственно, и практикуется в педиатрическом прикорме. Так что педприкорм как таковой — это всего лишь обычный прикорм, только малыми дозами (микродозы), затем кусочками, без попытки дать малышу какую-то определенную норму "рекомендованного" продукта. Такая практика кормления детей, переходящих на взрослый стол, была во все времена, просто во второй половине XX века в связи с широким распространением ИВ появились новые задачи. Надо было точно рассчитать количество смеси, необходимой ребенку, а для этого и количество прикорма должно было быть известного качества (калорийности) и объема. Отсюда и точные нормы в граммах. На ГВ, когда есть возможность кормить по требованию, расчет прикорма в граммах утрачивает актуальность. Малыш съедает прикорма по аппетиту и желанию. А потом получает недостающий объем питания и калорий из грудного молока. Поэтому и нормы в граммах дают на сегодня как бы усредненную цифру, отражающую скорее, сколько допустимо есть в идеале, чтоб родители не давали больше положенного физиологически и не вызывали перекорма. Суть прикорма — это не накормить ребенка "от пуза", а познакомить его с новыми продуктами, расширить его рацион, дополнить недостающими элементами возрастающие потребности. ВОЗ пишет: "Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью... Цель прикорма — обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев...". Однако в отечественной педиатрической школе до сих пор устойчиво циркулируют данные о том, что прикорм должен заменять одно или нескольких грудных кормлений практически с самого начала его введения. Отсюда же становится ясным вопрос, почему ВОЗ не дает раскладку по количеству прикорма, а в национальных рекомендациях она присутствует. ВОЗ предлагает родителям самим решить, каким способом им будет удобнее кормить ребенка, подходит семейное питание под потребности малыша или нет. Если питание родителей далеко от принципов рационального, тогда оптимальным будет готовить ребенку специально или использовать консервированные продукты.
А как быть детям с отклонениями в состоянии здоровья?
Прикорм для малышей с проблемами в здоровье должен, по мнению ВОЗ, решаться индивидуально — сроки там варьируют. И все-таки ВОЗ склоняется к тому, что в большинстве случаев лучше вводить прикорм позже, приближаясь к срокам для здоровых детей. Отечественная школа в последнее время тоже резко пересмотрела свои позиции по отношению к введению прикорма детям с отклонениями в здоровье, тогда как ранее практиковалось раннее введение сока, творога, желтка, мяса. Более раннее введение продуктов прикорма оправдано при недостаточных прибавках, если недостаток веса не устраняется никакими способами или нет возможности полноценно кормить грудью до полугода. Тогда рекомендуются введение энергоемких продуктов прикорма — каш. При железодефицитной анемии (Нb<110 г/л) неоправданно более ранее ведение прикорма, потому что, по современным данным, продуктами питания, даже введенными раньше срока, невозможно восстановить гемоглобин. Более того, при анемии происходит нарушение пищеварения и всасывания нутриентов в кишечнике, поэтому более ранний прикорм может обернуться и ухудшением состояния. Раннее введение при рахите творога и желтка также совершенно неоправданно — здесь тоже ничто не может заменить материнское молоко. При искусственном вскармливании необходимо использовать только адаптированные молочные смеси, а в случае развития клиники рахита он корректируется приемом витамина Д. У детей с пищевой аллергией сроки введения прикорма могут быть даже более поздними, так как при дозревании ЖКТ меньше вероятности того, что аллергены из кишечника проникнут в организм. "При назначении прикорма предпочтение следует отдавать продуктам с низким аллергизирующим потенциалом: светлым сортам ягод, фруктов и овощей, гипоаллергенным безмолочным безглютеновым кашам, свинине, конине, индейке, мясу кролика...", некоторые продукты "... творог, яйца и рыба в рационы детей первого года жизни с пищевой аллергией не вводятся или полностью элиминируются...". Кроме того "Сохранение грудного вскармливания до 6 месяцев жизни существенно уменьшает риск возникновения аллергической патологии у ребенка. При невозможности осуществления естественного вскармливания в целях профилактики аллергии необходимо отсрочить контакт ребенка с белками коровьего молока...". Подытожим все сказанное. В среде отечественных педиатров сделан существенный шаг в вопросах оптимизации прикормов и поддержке грудного вскармливания. Национальная программа по питанию хоть и не лишена недочетов, но дает достаточно подробные рекомендации и по поддержке грудного вскармливания и делает шаг в сторону изменения национальной стратегии прикорма. Будем надеяться, что в скором времени все наши педиатры перейдут на общемировую и наиболее оптимальную на сегодня схему прикормов.
27.06.2011 Парецкая Алена врач-педиатр, член Ассоциации консультантов по естественному вскармливанию, член ассоциации МАКМАХ, специалист по питанию детей раннего возраста, руководитель проекта "Детский доктор"
____________________________________________________________________________________________________
Как не надо кормить ребёнка
Семь великих и обязательных «нет»
Первое, НЕ принуждать
Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический, и психический. Если ребенок не хочет есть, - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никакого принуждения в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное. Уточнение. Пища, равнозначная лекарству (морковь, лимон, яблоко, лук, молоко и т. п. - по совету с врачом), может предлагаться более настойчиво, однако только таким образом, чтобы не вызвать неприятных эмоций. Изобретите игровой предлог, покажите пример, ярко, весело уговорите. Однако при активном нежелании, отвращении - не настаивать и не повторять предложений. Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
Второе, НЕ навязывать
Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения... Прекратить - и никогда больше!
Третье, НЕ ублажать
Ничего сверх необходимого. Разнообразие - да, по возможности, но никаких изысков. Никаких пищевых вознаграждений, никаких мороженых, пирожных, конфеток и шоколадок за хорошее поведение или сделанные уроки, тем более за скушанный против желания завтрак или просто так. Еда - не средство добиться послушания, не средство наслаждения; еда - средство Жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
Четвертое, НЕ торопить
«Ешь быстрее! Ну что ты возишься?! А ну, кто быстрее съест?!» Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть лучше ребенок не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.
Пятое, НЕ отвлекать
Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, не голоден. Не потакать, но понять. Ребенок ребенку рознь. Есть дети со своеобразными пищевыми прихотями. Подавляющее большинство этих прихотей безобидно и может быть удовлетворено; однако некоторые маленькие гурманы не прочь подчас закусить и спичками, и кое-чем еще. Как правило, подобные эксцессы связаны с каким-то нарушением обмена или какой-то временной химической недостаточностью (едят мел - организм просит кальция). Посоветуйтесь с доктором, постарайтесь разобраться, в чем дело. Разумеется, нельзя позволить ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.
Шестое, НЕ тревожиться и не тревожить
Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно — так, только так! «...А как же кормить?». Очень просто. Какое-то время еда должна быть в пределах досягаемости, на виду у ребенка. Если младенец, то дать грудь при проявлении беспокойства. Если малыш, то безнасильно увлечь к столу, не удерживая, однако, если не хочет. Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть - все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
И седьмое, последнее
Конечно же, подавайте здоровый пример. Желательно - во всех отношениях... Даже в таком, казалось бы, элементарном вопросе, как кормление чада, речь идет не только о здоровье физическом. «Как не надо кормить», «как кормить» - это и как себя вести, и как мыслить и чувствовать...
http://ligamaterey.ru/content/view/130/44/
___________________________________________________________________________________________________
О минусах раннего введения соков в рацион ребенка
ЗАЧЕМ ГРУДНИЧКУ НУЖЕН СОК?
Савосина Катерина,
Консультант по грудному вскармливанию Лиги Матерей
Многие мамочки находятся в плену старых рекомендаций - начинать прикорм с соков. На сегодняшний день мнение ведущих специалистов по введению прикорма противоположно - с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. Стоит отметить, что практика введения в рацион малыша соков чуть ли не с 5 недель жизни существует только в России. В Америке, Европе, Австралии такая рекомендация не дается с начала 70-х гг.
Сок - это очень тяжелый продукт, в котором много агрессивных фруктовых кислот, минеральных солей и сахара. Помимо этого, раннее введение соков заглушает аппетит у ребенка и может снизить количество молока у матери, если сок «понравится» ребенку.
Представьте, у человека проблемы с желудком, с печенью, почками. Какая у него диета? Кашки - хорошо проваренные, на воде. А не соки. Малыш ест молочко грудное, которое усваивается почти полностью. У ребенка ЖКТ еще не готов усваивать что-либо, кроме материнского молока.
Каковы же минусы раннего введения сока:
Соки - продукт аллергенный. Аллергия может проявиться не сразу. Бывает, что где-то через месяц после раннего введения сока появляется диатез "непонятно на что, ничего нового не давали".
Соки - продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия - гастрит, панкреатит и др. заболевания. Даже взрослым этот слишком концентрированный продукт рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ - вовсе исключить из рациона.
Возрастает вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
В соке содержится много сахара - уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку.
Зарубежные медики уже не рекомендуют давать соки младенцам, т.к. после ряда исследований выяснилось, что вреда больше чем пользы. Из наблюдений за детками 6-12 лет, которые выросли на волне ранних «соковливаний», собралась информация, что подобные методы могут быть чреваты долгосрочными последствиями. ЖКТ ребенка уже с рождения, получая неадаптированную пищу, работал в экстремальных условиях, «на износ». И в момент физиологических стрессовых периодов (предподростковый и подростковый возраст) просто срывался, награждая ребенка букетом заболеваний типа гастритов, панкреатитов, проблем со слизистой кишечника и т.д.
В России чаще всего соки малышам назначают как средство от анемии. Но врачи-гематологи знают, что растительной пищей невозможно поднять гемоглобин, а вот испортить желудочно-кишечный тракт соками можно очень быстро.
По данным сайта http://www.medlinks.ru в США доказано, что сладкие напитки повышают риск ожирения у дошкольников (было обследовано более 10 тыс. детей). Это относится даже к натуральным сокам без добавления сахара. У детей с нормальным весом эффект выражен незначительно, но у полных малышей риск серьезного ожирения удваивается при регулярном употреблении сока или прохладительных напитков. Сладкие напитки содержат много калорий и мало клетчатки. Такая пища может легко привести к перееданию, ведь она быстро усваивается и не оставляет чувства сытости. Диетологи уже давно говорят, что съесть свежий фрукт полезнее, чем выпить стакан сока. Для детей, которым нужно совсем немного калорий, соки становятся лишним источником сахара.
Ну и напоследок: никто не утверждает, что «соки - вселенское зло». Когда соки вводятся в правильный для них момент, они выступят в новом качестве, как стимуляторы ферментативной деятельности для ребенка, получающего большое количество «тяжелых» продуктов - когда в питании ребенка уже введены каши, овощи, фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты... Просто всему свое время и надо знать меру.
Ясно, что многие дают грудничку соки «по капельке», и при этом никаких явных последствий может не быть. Но проверять, относится ли это К МОЕМУ СОБСТВЕННОМУ РЕБЕНКУ я бы не стала.
Консультант по грудному вскармливанию Савосина Катерина
С использованием материалов статей Лилии Казаковой, Анны Павлюк, Катерины Кузовкиной и личного опыта
http://www.akev.ru/content/view/94/52/
___________________________________________________________________________________________________
Манная каша деткам
Манная каша – продукт, который на слуху буквально у каждого человека. Кому-то с детства она нравится, а кого-то ей всегда пугали но, тем не менее, польза и вред манной каши — всегда актуальная тема для различного рода дискуссий и исследований специалистов.
Это давно и по праву признанный диетический продукт и польза манной каши совершенно очевидна, поскольку в ней содержится крахмала около семидесяти процентов. Также, в манной каше есть белки, велико содержание витаминов и минеральных веществ. При этом все эти полезные компоненты каши остаются после приготовления, поскольку для этой каши — это вопрос нескольких минут.
Еще одно весьма полезное свойство манной каши заключается в малом содержании клетчатки. Это позволяет ее рекомендовать людям, перенесшим различные операции, а кроме того, тем, чей организм сильно истощен вследствие различных причин. А если у человека хроническая недостаточность почек, тогда манная каша просто необходима, поскольку является незаменимым продуктом при безбелковых диетах.
Многие врачи годами говорили о том, как велика польза манной каши для растущего детского организма. И сказать, что это совершенно не так, — нельзя. Каша действительно полезна детям, но при этом ее не рекомендуют грудным младенцам.
Для взрослого человека польза манной каши неоднократно была доказана, поскольку она обладает мягким действием. Попадая в пищеварительную систему человека, она буквально обволакивает внутреннюю поверхность. Именно это ее свойство позволяет рекомендовать тем, у кого есть заболевания, связанные с расстройствами желудочно-кишечного тракта, также, манная каша позволяет успокоить боли и спазмы, возникающие при язве или гастрите.
Как ни странно, но даже целители, исповедующие нетрадиционные, в том числе и тибетские, методы врачевания считают, что польза манной каши в улучшении состояния костей и зубов, а кроме того, желудка и мышц. Манная каша – очень калорийное блюдо, поэтому если употребляют регулярно и умеренно, то организм обеспечивается необходимой энергией, а набора лишнего веса не происходит.
Отмечена польза манной каши, как продукта, который может восстанавливать силы. Она очень хороша для людей, проходящих после болезни период реабилитации и восстановления. Помогает эта каша постепенно избавляться от состояния хронической усталости.
В современной жизни, на самом деле каждый, кто ест эту замечательную кашу, может порадоваться и тому, что она превосходно сочетается со многими другими продуктами. Среди них мед и сухофрукты, овсяные и кукурузные хлопья, корица и ваниль, а также, многое другое. Все это, безусловно, сможет разнообразить саму манную кашу и добавить в нее немало вкусного и полезного.
Известно и то, что польза манной каши в отсутствии аллергических реакций на нее. Любой, кому она по вкусу может об этом и не беспокоится, если только у него нет аллергии на молоко. К сожалению, без молока эту кашу приготовить вкусно вряд ли получится.
Но, как и любого продукта, у манной каши есть не только положительные стороны, но и определенные отрицательные моменты. В частности, когда дело касается малышей, которым нет еще трех лет.
Вред манной каши для детей этого возраста проявляется в том что, насколько показали исследования последних лет, организм грудного ребенка еще не в состоянии нормально переварить углеводы, которыми манная каша очень богата. В оболочке крупинок каши содержится очень неполезное вещество – глиодин, которое вызывает эффект омертвения ворсинок в кишечнике. Дело в том, что эти ворсинки обеспечивают всасывание в организм питательных веществ.
Известный вред манной каши, кроме того, проявляется в наличии фитина. Это вещество оказывает препятствование всасыванию в организме кальция, железа и витамина D. Так происходит из-за присутствия в составе фитина фосфора, которым связываются соли кальция. Поэтому частое употребление манной каши детьми, в особенности малышами, может приводить к недостатку витаминов, что, бесспорно, вредно.
Врачи утверждают, что если ребенка кормят два и более раз в день манной кашей, то может развиться рахит или спазмофилия. При этом вред манной каши для взрослого человека с кальцием никак не связан, поскольку у взрослых людей потребность в нем в несколько раз меньше. Но злоупотреблять, все равно, не рекомендуют, поскольку стоит опасаться ломкости костей. Еще одним вредным фактором считают присутствие в манной каше глютена. Он, также, активно мешает нормальной работе кишечника и может вызвать истончение слизистой оболочки кишечника.
Казалось бы, про манную кашу все и все давно знают. Тем не менее, как выяснилось, польза и вред манной каши – вопрос и по сей день открытый, поскольку ничто так не может беспокоить любого человека, как вкусное и здоровое питание.
____________________________________________________________________________________________________
Коровье молоко в питании детей
Почему нет?
По вопросу приема коровьего молока детьми первого года жизни в Европе были проведены массовые исследования, в результате которых были выявлены существенные моменты, негативно влияющие на здоровье растущего ребенка.
Прежде всего, коровье молоко – это питание для теленка, то есть изначально травоядного существа с другими особенностями роста и метаболизма. Ферментная система человека отличается от ферментов теленка, и коровье молоко не может полноценно усваиваться ребенком.
В молоке коровы достаточно полезных, либо питательных веществ, но этих нутриентов в нем слишком много для нежного пищеварения крошки. Уровень белков в коровьем молоке в три раза выше необходимого количества для ребенка, количество минеральных веществ также существенно завышено, а избыток даже потенциально полезных веществ может оказывать негативный эффект, так как все полезно в умеренных дозах.
Избыток белка и минералов является тяжелой нагрузкой для почек, они работают с трехкратной на них нагрузкой и могут не выдерживать – в результате формируются метаболические нефропатии.
Из-за повышенных нагрузок солями повышается потребление жидкости – малыш хочет пить, в результате нагрузки на почки еще больше возрастают – получается порочный круг. С мочой выводятся не только соли молока, но и полезные электролиты – калий и натрий, а недостаточность калия нарушает работу сердечной мышцы.
Кроме того, в коровьем молоке очень ограниченный объем железа, и много солей кальция – они связывают все железо кишечника и выводят его с калом. В результате в организме ребенка формируется железодефицитная анемия.
Проблемы переваривания молока
Переварить коровье молоко куда сложнее, чем женское, для этого требуется в разы больше ферментов и сил. Ферменты для полноценного усвоения молока коровы есть только у теленка, у телят и коров желудок состоит из 4 камер, у человека – из одной. Естественно, и стиль питания у двух биологических видов разнится. Взрослые люди из белков пищи получают аминокислоты при расщеплении белков, а вот детенышам с молоком они достаются практически расщепленными. И что будет, если кирпичики для строительства тела теленка попадают к ребенку? Они без усилий проникают сквозь стенку кишечника, но они чужеродны для организма, и организм реагирует на них усилением метаболизма, срывом его и аллергической реакцией. Так проявляются сыпь на коже с корками, понос и рвота, нарушения стула с запорами.
Женское молоко содержит ферменты для своего переваривания, а вот в коровьем молоке этого нет, поэтому его очень сложно усвоить малышу до годика. По мере созревания ферментов молоко начнет усваиваться боле полноценно и хорошо, но это наступает в возрасте от 1 до 3 лет, а у некоторых людей всю жизнь остается непереносимость молока из-за дефицита особых ферментов.
Жиры молока слишком крупные, чтоб полноценно обработаться желчными кислотами и липазой поджелудочной железы, и полноценно не усваиваются, при этом они могут вызывать диарею или наоборот, запоры.
А как же кисломолочные?
Кисломолочные продукты менее агрессивны, чем цельное молоко, хотя они тоже не лишены недостатков. Но они частично расщеплены, белок створожен, лактоза расщеплена. Однако у них остается достаточно высокая кислотность и они сильно меняют проницаемость кишечника – прием кисломолочных продуктов допустим с 8-9 месяцев и небольшими объемами – не более 200-300 г в сутки.
Аргументы сторонников молока
Многие из старшего поколения могут возразить, что их вырастили на коровьем молоке и они живы и здоровы. Хотя проведенные исследования здоровья населения за последние лет 30 не дают права утверждать того, что здоровье людей, выросших на молоке, было идеально...
До 90% населения старше 40 лет имеют проблемы с пищеварительной системой, кроме того, у населения, выросшего в эпоху кормления коровьим молоком, полно других проблем в здоровье – атеросклероз, гипертония, нарушения обмена веществ с ожирением разных степеней. И зачатки этого закладывались в детстве вместе с нарушенным ферментным обменом и сдвигами метаболизма. Просто многие не могут связать факты, так далеко отстоящие друг от друга.
А вот в дореволюционной России кормили грудью почти поголовно, и не было проблем с ожирением, сердце и пищеварение были гораздо здоровее нынешних. Дети, у кого погибали матери, кормились кормилицами, но никак не молоком коровы! А в СССР надо было вставать к станку и матерей вынуждали переводить детей на коровье молоко, закусывая его манной кашей. Почти поголовные диатезы – пунцовые щеки с корками были практически нормой в яслях.
И напоследок...
Если вы все равно решаете кормить вашего ребенка коровьим молоком в раннем возрасте, подумайте о том, как сильно изменилось качество молока в последние десятилетия – выхлопы автодорог, где пасутся коровы, нагружают их молоко тяжелыми металлами, вредными соединениями. Кроме того, животные тоже болеют различными болезнями, которые могут передаваться с молоком, и необходимо тщательно его кипятить или обрабатывать термически перед переработкой.
А еще животных кормят кормами с антибиотиками и факторами роста, которые также могут попадать в молоко и влиять на ребенка. Поэтому подумайте – нужно ли малышу такое молоко, если у него есть мама и ее молочко в груди?
Добавлено спустя 4 минуты 10 секунд:
Современные представления о прикорме. Методы и сроки введения прикорма
Вокруг прикорма сегодня существует немало спорных мнений. Несколько десятилетий назад давать прикорм начинали уже с трех недель жизни малыша, а теперь срок введения твердой пищи отодвигается все дальше и дальше. Мамы и в особенности бабушки оказываются в затруднении, да и часть врачей не успевает освежить свои знания… Каковы же современные представления о прикорме?
Что такое прикорм
Подходы к прикорму пытаются объяснить множество терминов. Мамы, активно общающиеся в интернете, наверняка слышали о так называемых педагогическом и педиатрическом прикорме, практики которых активно объясняют различия между этими системами… На самом деле все проще. Всемирная Организация Здравоохранения, после нескольких больших исследований питания малышей по всему миру, дала рекомендации по прикорму, которые вполне согласуются со взглядами большинства опытных матерей.
По формулировке ВОЗ, введение прикорма – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку или адаптированной смеси. Сначала дети получают пищу переходного периода - это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка; а затем настает время пищи с семейного стола. Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту одного года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения
особых потребностей грудного ребенка.
Когда?
Как это ни удивительно, но еще в 30-40х годах прошлого века оптимальным временем начала прикорма педиатры называли шесть месяцев. Раннее начало прикорма в 50-60х годах было напрямую связано с широким распространением искусственного вскармливания и тем, что матери очень рано выходили на работу, а тогдашние смеси не удовлетворяли потребности ребенка в витаминах.
Со временем, когда состав смесей совершенствовался и поступали все новые результаты исследований о здоровье детей на раннем прикорме, сроки прикорма отодвигались все дальше. От трех недель к полутора месяцам, потом – к трем, к четырем, и наконец – к шести. Проверка временем показала, что довоенные педиатры были правы.
В чем же опасности слишком раннего прикорма? Оказывается, чем раньше он введен, тем больше угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий из-за незрелости детского кишечника. На этом фоне возрастает риск недостаточности питания, ведь незрелый детский организм еще не вырабатывает в достаточном количестве ферменты, помогающие усваивать «взрослую» пищу. Исследования, которые постоянно проводит ВОЗ (последнее из них – в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердило, что введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита из-за снижения общей сопротивляемости организма малышей. Дети, которые кормились только грудью на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев. По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев - это официальная рекомендация министерств здравоохранения большинства стран мира, в том числе США и России.
При этом реально введение прикорма может начинаться и несколько позже, если созревание малыша задерживается или кроха болен. Бывает, что мама переживает: ребенку уже семь месяцев, а никакого интереса к прикорму он не проявляет, да и признаки готовности к получению прикорма еще не все проявились – неужели кормить насильно? Конечно, этого делать не нужно! ВОЗ в своих рекомендациях указывает, что если мама полноценно питается, то ребенку гарантированно хватает всех питательных веществ и микроэлементов грудного молока примерно до 8 месяцев. Глобальная рекомендация о начале прикорма с 6 месяцев сделана с учетом того, что реально далеко не все матери сегодня питаются нормально, особенно те, кто живет в странах "третьего мира"!
Чем?
Цель прикорма состоит в том, чтобы обеспечить малышу дополнительное количество энергии. А поскольку желудочек у него совсем еще невелик, то при энергетической ценности ниже, чем у грудного молока получается, что ребенок, наоборот, теряет в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто. Слишком жидкая (10%, как советовали раньше) каша, бульон и тому подобные продукты не могут выступать в качестве прикорма – для малыша это серьезная потеря в качестве пищи!
После полугода вещества, которых первыми начинает не хватать ребенку, это железо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуются каша или овощи, в которых железо и цинк находятся в достаточно легко усвояемых формах. Если ребенок плохо набирает в весе или у него жидкий стул – лучше начать с каш, если же малыша чаще крепит, то начинать стоит с овощей. Второй прикорм, соответственно, овощи или каша, третий – мясной, и уж потом все остальное.
Второй прикорм вводится параллельно с первым спустя месяц. Ориентироваться надо в первую очередь на овощи и фрукты сезонного периода и нашей широты, избегая экзотики. Как правило, первые овощи в рационе - кабачок, цветная капуста, морковь. Кому-то удобнее использовать пюре фабричного приготовления, хотя надо быть готовой к тому, что очень долго баночку почти целиком будет съедать мама. Кто-то просто добавляет овощи в рацион всей семьи, в таком случае
для приготовления овощей хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые овощи можно измельчить блендером.
Каши, с которых начинается прикорм, должны быть гипоаллергенными: это рис, гречка и кукуруза, которые не содержат глютен – растительный белок, часто вызывающий аллергическую реакцию. И всегда нужно помнить, что ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами. Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Ценность грудного молока и даже адаптированной смеси весь первый год остается значительно выше, чем любого другого продукта, поэтому не торопитесь променять порцию маминого молочка на морковку или яблочко!
Что же касается питья, то необходимость в нем возникает, только когда малыш получает уже значимые порции прикорма. В большинстве случаев это происходит после 8-10 месяцев, а то и позже. Параллельно с введением прикорма мама может предлагать малышу попить компот или водички из чашки, но если кроха отказывается – настаивать не нужно.
Как?
И все же на практике основная проблема прикорма состоит не в том, чтобы накормить малыша какими-то определенными продуктами, а в том, чтобы вообще его накормить. Почему же многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм – всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его – в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!
Давая прикорм, мама должна всегда иметь в виду, что сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда - это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.
Как же вызвать интерес к еде? Обычно детки в возрасте около 5-6 месяцев начинают проявлять пищевой интерес, то есть требовать то, что едят родители. Вместе с тем малыши довольно подозрительны и консервативны, они обычно предпочитают не совать в рот то, что им совсем незнакомо. Поэтому, для того чтобы пробудить у ребенка желание есть что-то, помимо материнского молока, надо сажать его с собой за стол (вместо отдельных кормлений). Ребенок должен видеть, как члены его семьи обращаются с едой, и что они едят с аппетитом, есть им нравится. Чаще всего бывает так, что малыш некоторое время просто наблюдает (предлагать ему без его просьбы ничего не надо), а потом - иногда через пару трапез, иногда через несколько дней - обязательно начинает просить дать и ему. Мама с учетом этого просто держит рядом чистую ложечку для малыша и кладет на свою тарелку немного еды, которую планирует дать в качестве прикорма (если домашняя пища, то, конечно, отложенная еще на стадии готовки, чтобы была без специй, молока и т.п.), и когда малыш начинает просить - даже не с первого раза, а когда он проявит яркую инициативу - дает немного предназначенной ребенку еды, одну-две чайные ложки. Если ребенок просит еще – на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение. Если ребенок, наоборот, морщится и выплевывает - не нужно настаивать и тем более ругать, это будет способствовать формированию негативного отношения к еде. Просто предложите в другой раз другую пищу, а через некоторое время можно предложить и то же самое. Есть интересная закономерность, которая говорит о том, что для того, чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8–10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12–15 раз. Поэтому те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются.
Часто распространенное мнение, что груднички позже начинают проявлять интерес к еде с семейного стола, при правильном вводе прикорма оказывается ошибочным. Как показала практика, при грамотном и бережном вводе прикорма малыши на грудном вскармливании быстрее начинают проявлять интерес и активно есть с семейного стола! Исследователи высказали предположение, что это связано с тем, что в отличие от «искусственников», получающих питание промышленного производства с одним и тем же вкусом, груднички уже привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком.
Если же малышу уже около года, а прикорм он ест в минимальном количестве – это не должно становиться поводом к отмене кормления грудью или отказу от адаптированных смесей. Малыши очень долго не ассоциируют процесс насыщения с родительским столом! Стимулом попробовать твердую пищу для него служит интерес и желание вести себя «как взрослые», а вовсе не желание насытиться. И отмена обычного источника насыщения очень часто приводит к тому, что есть твердую пищу в большом количестве малыш так и не начинает – если мама не помогла созданию интереса ко «взрослой» еде, он не возникнет на пустом месте. Верным путем становится отказ от желания накормить ребенка немедленно большим объемом еды, а прохождение всех этапов прикорма заново, хотя у подросшего ребенка каждый этап будет занимать не месяц-два, а неделю-две. Итак, какие же этапы должен пройти малыш в развитии интереса к пище с семейного стола?
Примерные этапы прикорма.
Первый этап: 6-7 месяцев.
На этом этапе основная цель состоит в том, чтобы малыш попробовал вкус другой пищи и научился есть с ложки. В это время малышу предлагается очень небольшое количество прикорма, всего одна-две чайные ложки за раз и всего один-два раза в день. При этом крохе нужно время, чтобы научиться губами снимать пищу с ложки и перемещать ее внутри рта, поэтому часть пищи может вываливаться из ротика – это еще не значит, что ребенку не нравится еда. Основным источником получения энергии является грудное молоко, а для «искусственников» - адаптированная смесь. Кормление грудью при этом продолжается по требованию, а смесь дается в тех же количествах и с тем же интервалом, что и раньше!
Пища, которую получает малыш на этом этапе – размятые продукты, состоящие из одного ингредиента, мягкой консистенции, без добавления сахара, соли или острых приправ. Это может быть как монокомпонентное пюре или каша фабричного изготовления, так и сваренная дома еда: размятый рис, мягкая густая каша, овощное пюре. Для более мягкого вкуса и лучшего усвоения можно добавить в пищу для малыша сцеженное грудное молоко или смесь.
Второй этап: 7-8 месяцев.
Когда малыш может не только сидеть без поддержки, но и переносить предметы (например, ложку) из одной руки в другую – можно давать уже более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса. Кормление грудью продолжается при этом по требованию, но надо помнить, что нередко детки в это время начинают просить грудь реже. Чтобы количество молока, необходимое малышу, не уменьшилось, эксперты по кормлению детей раннего возраста советуют предлагать прикорм только после кормления грудью.
Пища этого этапа - хорошо проваренные размятые мясо (особенно печень), бобовые, овощи, фрукты и различные зерновые продукты. Сахар и соль по-прежнему не приветствуются! Мама предлагает пищу два-три раза в день, малыш съедает по-прежнему понемногу, но уже из более широкого диапазона продуктов.
Третий этап: 8-10 месяцев.
Настало время учиться справляться с небольшими кусочками пищи. Мама уже не только кормит с ложки, но и предлагает крохе такую еду, которую он может сам взять пальцами: ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки. Кормление грудью продолжается по требованию, но параллельно с едой мама предлагает малышу еще и питье из чашки: это может быть вода, компот или кисломолочные продукты. Груднички могут отказываться от дополнительного питья, переживать по этому поводу не стоит: грудное молоко по-прежнему удовлетворяет нужды малыша при условии кормления по требованию, так что мамино дело – предоставить возможность выбора. Деткам, которые кормятся смесью или преимущественно смесью, после 9 месяцев можно уже давать немодифицированное коровье молоко.
Еда должна быть разнообразной и содержать фрукты и овощи, бобовые и небольшие количества рыбы, кефира, мяса, печени, яйца или сыра. Грудничкам пища предлагается три-четыре раза в день, а дети, которые не кормятся грудью, должны питаться не менее пяти раз в день.
Четвертый этап: 10-12 месяцев.
Это последние месяцы введения прикорма, когда взрослые все еще дают ребенку адаптированную пищу и следят за ее количеством, чтобы кроха не съел слишком много или слишком мало. Грудное молоко продолжает составлять важную часть рациона питания и предпочтительно должно быть главной жидкостью в течение второго года жизни и даже дольше.
Продукты на этом этапе должны быть рублеными или размятыми, а мясо - прокручено на мясорубке. В каждый прием пищи включаются продукты, которые можно брать пальцами: маленькие кубики фруктов, овощей, картофеля, сыра и мягкого мяса, чтобы приучать малыша есть самостоятельно и определять консистенцию продуктов. У грудничков в это время три основных приема пищи чередуются с двумя легкими закусками.
К возрасту примерно одного года дети могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд. По-прежнему не рекомендуется добавлять соль, и ограничение соли пойдет на пользу всей семье. Дети едят медленно, поэтому необходимо особо позаботиться о том, чтобы можно было уделять им дополнительное время и внимание. Ругать малыша, если он с чем-то не справился или от чего-то отказывается, нельзя, пища должна быть источником положительных эмоций!
Частые ошибки при введении прикорма
прикорм – не самоцель. Мама, дающая своему крохе прикорм, должна твердо понимать, что прикорм – это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства. Прикорм вводится позже недоношенным деткам и малышам с аллергией. Новые виды прикорма не вводятся во время болезни и после прививок! Во время болезни или прорезания зубок аппетит малыша резко падает, и это закономерно – прикорм нужно отложить, ведь на переваривание непривычной для организма пищи тратится энергия, нужная для выздоровления.
сок не является продуктом первого прикорма. Он не подходит даже для второго или третьего прикорма. Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания. К тому же в стаpых советских книгах соки рекомендовались в качестве добавок, корригирующих недостаток витаминов в смесях полувековой давности производства. Иначе говоря, прикорм рекомендовали начинать с соков потому, что предполагалось, что мать уже не кормит грудью (нормой считался очень ранний выход на работу), а смеси не дают ребенку нужного количества витаминов. Сегодня и матери часто кормят грудью до года и более, и адаптированные смеси значительно улучшили свой состав! Раннее введение соков не имеет смысла именно потому, что это прямое вытеснение гораздо более полезной для ребенка пищи, при этом содержащиеся в соках фруктовых кислоты без смягчающего воздействия содержащейся во фруктах клетчатки достаточно агрессивны. В среднем у каждого третьего ребенка введение соков ранее 9 месяцев вызывает аллергические реакции и расстройство пищеварения. Мало того, благодаря сочетанию высокой кислотности и сахаров фруктовые соки при активном употреблении часто становятся причиной раннего детского кариеса. Так что с соками лучше подождать – спустя некоторое время они могут стать малышу друзьями, но пусть это произойдет попозже.
прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко или адаптированную смесь. Всемирная Организация Здравоохранения, а за ней и последние рекомендации Минздравсоцразвития России специально и неоднократно подчеркивают, что прикорм не заменяющее питание, а именно дополняющее. К сожалению, многие врачи-педиатры до сих пор исходят из устаревших рекомендаций по питанию, которые давались таким образом, чтобы к году кормление грудью было окончено, и ребенок был полностью переведен на «взрослую» пищу. Сегодняшние рекомендации, наоборот, говорят о том, что кормление грудью очень полезно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы закончилось.
Если прикорм начинает заменять собой кормления грудным молоком, это приводит к снижению лактации и соответственно к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ. Ни один продукт по своей ценности не может сравниться с ценностью грудного молока, поэтому нельзя допускать, чтобы количество молока, которое получает малыш, становилось меньше за счет увеличения прикорма! Наоборот, по мере роста малышу требуется больше энергии, и прикорм должен возместить эту недостающую энергию при том же количестве грудного молока или адаптированной смеси, что и прежде. И параллельно со введением прикорма мама продолжает кормления грудью по требованию.
То же самое касается и деток-искусственников. Многие мамы испытывают большой соблазн месяцам к 8-9 совсем отказаться от смесей и перейти на продукты прикорма. Тем более, что экономически это выгоднее, особенно если готовить прикормы самостоятельно. Но дешевле – не значит лучше для ребенка! Самой подходящей пищей для ребенка до года является, конечно, грудное молоко, а вслед за ним – адаптированная смесь. Все остальные продукты сильно отстают даже от адаптированной смеси по биологической доступности и питательной ценности. Возьмем, к примеру, то самое железо, о необходимости которого для деток так много говорится врачами: в грудном молоке уровень его доступности для малыша составляет около 50%, а в детских смесях – уже около 15-20%. Казалось бы, и так большая разница, но из красного мяса железо усваивается примерно на 10%, а из специально обогащенных железом овощей и зерновых продуктов – всего на 4-5%! Так что для искусственников прикорм до года точно так же должен оставаться именно дополняющим питанием, а основную необходимую им энергию нужно получать из адаптированной смеси по возрасту.
Приложение 1: продукты, которых долго нельзя давать детям
кофе, черный и зеленый чай препятствуют усвоению железа, нужно избегать их употребления до двух лет. После наступления этого возраста рекомендуется все же не давать детям чай во время еды, чтобы не мешать усвоению железа.
травяные чаи: ВОЗ предупреждает, что из-за малых размеров тела и быстрых темпов физического развития младенцы менее защищены, чем взрослые, от фармакологических эффектов некоторых химических веществ, присутствующих в травяных чаях. Пока что недостаточно научных данных, которые подтверждали бы безопасность различных трав и травяных чаев для грудных детей, но уже доказано, что большинство травяных чаев – в частности, популярный чай из ромашки – оказывают такое же отрицательное влияние на усвоение железа, как и обычный чай, и тем самым способствуют развитию анемии.
молоко с низким содержанием жира не рекомендуют давать примерно до двух лет: из-за низкой пищевой ценности малыш недополучает энергии.
мед часто содержит клостридии, вызывающие ботулизм. Их там очень мало, и кислота, содержащаяся в желудочно-кишечном тракте взрослых, уничтожает клостридии. Но у деток до трех лет кислоты для этого недостаточно, поэтому возможно развитие ботулизма.
грибы – пища, которую тяжело переваривать даже некоторым взрослым. Детям не рекомендуется употребление грибов до трех лет: тяжелый для усвоения белок часто вызывает расстройства пищеварения.
Приложение 2: признаки готовности ко вводу прикорма
Сегодня специалисты предлагают учитывать также следующие признаки:
угасание выталкивающего рефлекса – если малышу попадает что-то в ротик, он не стремится тут же вытолкнуть это языком;
удвоение веса при рождении (а для недоношенных деток предлагается говорить об утроении);
малыш может осознанно отворачиваться от ложки, если предложенный продукт не понравился;
ребенок учащает прикладывания к груди либо не наедается обычной порцией смеси;
наконец, кроха проявляет пищевой интерес: активно интересуется, что же там едят родители.
Обращаем внимание родителей на то, что одного-двух признаков из этого списка еще недостаточно для ввода прикорма: должна проявиться большая их часть, а лучше – все. В большинстве случаев это происходит как раз к возрасту около полугода, хотя иногда немного раньше или позже.
Ирина Рюхова,
член Ассоциации Консультантов по естественному вскармливанию http://www.akev.ru