Galichka, именно по дороге.По ПДД велосипед является транспортным средством:
п. 1.2 «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Посему для него действуют все правила, как и для других транспортных средств, а в статье 24 оговаривается ряд особых условий.
Велосипед, как и все другие транспортные средства, в России должен двигаться по правой стороны дороги!!
Никакого движения по встречке быть не должно - это грубое нарушение ПДД и попросту опасно.
По поводу места велосипедиста 14 лет и старше на дороге говорят п. 24.1, 24.2. 24.6
24.1 Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет: по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине - в случае, если
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов
- либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов
-либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
24.6 Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Если кратко, если вам 14 лет и больше и с вами нету детей, то:
Вы обязаны передвигаться по велопутям (велодорожкам, велополосам и т.п.).
Если велопутей нет, а их у нас практически нигде нет, то вы обязаны ехать по дороге как можно правее.
В случае невозможности ехать по дороге (ПДД никак не объясняют параметры этой самой невозможности) вы можете ехать по пешеходным путям, при условии, что он не мешает пешеходам.
Если вы мешаете пешеходам, например заставляете их как-то менять направление движения, то обязаны спешиться и вести велосипед рядом. В случае ДТП на тротуаре вина целиком и полностью лежит на велосипедисте.
Про детей прочитайте сами, там есть особые моменты про сопровождение и транспортировку.
По поводу дворов и жилых зон - там безусловный приоритет у пешеходов перед всеми транспортными средствами - не надо забывать об этом. (статья 17)
При движении на велосипеде не забываем, что необходимо быть предсказуемым и предупреждать о своих маневрах.
п. 8.1.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в стороны левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
В Питере на перекрестках велосипедисты еще часто используют знак, показывающий, что они намерены ехать прямо, чтобы не подумали, что вы будете делать правый поворот - левая рука по диагонали вниз. Тут главное привлечь внимание водителя, чтобы он понял, что что-то там такое будет происходить и был настороже. По поводу этого жеста неоднократно проводили опросы водителей и пришли к выводу, что он может быть полезен.
В новой редакции правил в п. 13.1 внесли поправку относительно велосипеда
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам
и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Т.е. теоретически, если вы едете прямо, то поворачивающая направо машина должна вас пропустить, но на деле лучше лишний раз предупредить и быть на стороже, т.к. этим могут пренебречь или просто не увидеть велосипед.
Что касается поворотов - правый поворот всегда не проблема и разрешен, если нет запрещающих знаков.
Левый поворот велосипедистам запрещен, если на дороге более одной полосы в твоем направлении или если есть трамвайные пути (п. 24.8)
При поворотах и проезде перекрестков не забывайте смотреть на знаки, кто куда может поворачивать (если такие есть), смотреть, у кого главная дорога, если дороги равнозначные, то вы безусловно пропускаете транспорт, который справа от вас, вас должны пропустить те, кто слева от вас.
Необходимо помнить, что на пешеходных переходах пешеходов необходимо пропускать, как это делают, если делают, автомобили.
Кстати, в Питере порядком велосипедистов, которые не слушаются светофоров - едут на красный, это серьезное нарушение и карается так же, как если бы вы сделали тоже самое на автомобиле.
Необходимо помнить и п. 19.5
В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Т.е. на велосипедах в обязательном порядке должна быть фара спереди - белого цвета, и задний фонарь - красного цвета. И они должны быть постоянно включены. Как человек с плохим зрением, могу добавить, транспортное средство с включенными фарами в разы заметнее на дороге, чем с выключенными, так что задние и передние огни - это ваша безопасность.
По поводу безопасности:
1. Про то, что необходимо предупреждать о маневре уже говорила.
2. По поводу фонарей тоже. Еще светоотражатели - спереди белый. сзади - красный, по бокам на колесах - желтые.
3. Надо иметь ввиду, что водители не осознают, что велосипед более маневренный, чем автомобиль, поэтому в случае какого-то происшествия он маневр сделает резче.
4. Так же водители не осознают, что у велосипеда тормозной путь как правило длиннее, чем у автомобиля, они почему-то уверены, что раз велик маленький, то и остановится он мгновенно.
5. Необходимо быть очень внимательным проезжая мимо припаркованных автомобилей - водитель или пассажир могут неожиданно открыть дверь и попытаться выйти. Велосипед могут просто не заметить или не осознать его присутствие - это будет вина водителя, но вам-то не легче. Если дверь открылась, ни в коем случае не поворачивайте налево, можете попасть под колеса автомобиля едущего сзади, наоборот тормозить и вправо, чтобы въехать в основание дверцы, там она пружинит, кроме того, там уже может оказаться вылезающий из автомобиля человек, который смягчит удар. Самое опасное, если дверь чуть приоткрыли и на вас смотрит ребро двери - оно очень жесткое и острое, при столкновении можно получить опасные травмы. Поэтому не прижимайтесь вплотную к автомобилям.
Если вы объезжаете стоящие в пробке автомобили справа, вероятность того, что кто-то откроет дверь, не посмотрев назад, возрастает в разы - там никого не ожидают увидеть, поэтому никто не смотрит, а виноваты уже будете вы.
6. Держитесь подальше от автобусов/троллейбусов, большегрузов - в общем, всего большого, у них в поле обзора одни слепые зоны, велосипед просто не увидят. Как в анекдоте про носорога, у которого плохое зрение, но при его весе это не его проблема. Имейте в виду, что если вы не видите водителя в зеркале, он вас тоже не видит - оптику в школе все проходили.
7. И вообще довольно часто велосипедиста могут не увидеть, так что в спорных ситуациях, смотрите на водителя, чтобы понять видит он вас или нет, например когда со двора кто-то выезжает, на перекрестках, в только что остановившихся у тротуара автомобилях (в зеркальце можно увидеть водителя).
8. Одевайте что-нибудь яркое - так велосипедист заметнее.
По поводу парков, я не помню подробности, но вроде как там пешеходные дорожки, парк это пешеходная зона, по ним проезд транспортных средств запрещен. Но если следовать новому пункту 24.2 и вдоль дорожки не идет дорога, по которой вы можете проехать, то это можно признать невозможностью ехать по дороге. Но если на входе в парк висит знак запрещающий въезд, тот же самый кирпич, или указано, что движение велосипедов запрещено, то вы не имеет право там ездить. Даже не знаю, не могу найти в правилах...